Вход на сайт

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.

Статистика



Анализ веб сайтов

Вы здесь

Троица хороводная

Троица хороводная

Троица хороводная

 

У берёзы, у берёзы,
У берёзы ветки тоненьки,
У берёзы ветки тоненьки.

Как руками, как руками
К синю небу прикасаются,
К синю небу прикасаются.

На тех ветках,  на тех ветках,
На тех  ветках зелены листы,
На тех ветках зелены листы.

А  листочки, а листочки
С ветром вольным обнимаются,
С ветром вольным обнимаются.

Повяжу я, повяжу я
На берёзе ленты шёлковы,
На берёзе ленты шёлковы.

С лентой жёлтой, с лентой жёлтой
Поклонюся ясну солнышку,
Поклонюся ясну солнышку.

С лентой синей, с лентой синей,
Я покличу тёпла дождичка,
Я покличу тёпла дождичка.

С лентой красной, с лентой красной,
Загадаю добра молодца,
Загадаю добра молодца.


2012. Ирина Жгурова


***


Троица имеет фольклорные традиции - это праздник берёзки. Добрый праздник, добрые традиции. Фольклорные хороводы вокруг берёзки, завязывание ленточек. Очень красиво. Уместно вспомнить стихи и песни о берёзке.

ТРОИЦА - один из важнейших праздников православного церковного календаря, отмечаемый в 50-й день после Пасхи (отсюда второе его название - Пятидесятница). В народной традиции Троицын день включается в цикл связанных между собой праздничных дней, который начинается с четверга седьмой недели после Пасхи, называемого у русских Семиком. Общим стержнем объединяющим основные семицко-троицкие обряды, были обычаи, связанные с культом растительности: на первом этапе заготавливалась троицкая зелень - срубленные молодые березки, ветки березы, клена, дуба, липы, рябины, орешника и т.п., а также травы и цветы; затем из нее плели венки, носили их голове на Т. и в другие праздничные даты, украшали зеленью дома снаружи и внутри, затыкали во все хозяйственные постройки, ворота, колодцы; надевали венки на рога коровам, бросали ветки в огород; закапывали молодые деревца во дворе возле дома, под окнами, у входа, по углам дома и т.п.; на заключительном этапе праздничного цикла уничтожали всю эту зелень - сжигали, бросали в глухие места и овраги, сплавляли по воде, забрасывали на деревья. Засохшие остатки троицкой зелени использовали в качестве оберега от злых сил, молнии, пожара или для гаданий, лечебной магии и т.п.http://www.playcast.ru/view/1236033/b6a7c399ccf754270426e1643f8d991f155a...


Ну, а из истории православия:




День святой Троицы, Пятидесятница.

День святой Троицы отмечается на 50-й день после Пасхи.

После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме.

«Был третий час дня, по еврейскому счету часов, то есть, по-нашему — девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали».

Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать на их родных языках воскресшего Христа. Проповедь так подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?» Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прошения грехов, тогда и вы получите дар Святого Духа».

Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом, начало устраиваться на земле Царство Божие, то есть Церковь Христова.



Пятидесятница
Сразу после Божественной литургии, совершается вечерня в воспоминание сошествия на святых апостолов Духа Утешителя. Во время этого богослужения читаются коленопреклоненные молитвы, о ниспослании и нам Духа Святого, Духа премудрости, Духа разума и страха Божия (молитва коленопреклоненная после сугубой ектении).

Святая Церковь молится о даровании благодати Духа Святого всем присутствующим, а также прежде усопшим отцам и братиям нашим и прочим сродникам по плоти, чтобы и они устроились быть участниками Царства Славы в стране живых... «зане ни един есть чист пред Богом от скверн, ниже аще един день живота его есть» (молитва коленопреклоненная после «Сподоби, Господи, в вечер сей»).

Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками, цветами.

Обычай этот идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами.

В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву.http://www.calend.ru/holidays/0/0/185/


Ну, вот опять история еврейского народа...)))


На Семик водили хороводы, угощались пирогами и обрядовым троичным кушаньем — яичницей.Семик(Зелёная неделя, Русалочья неделя) — весенний народный праздник, отмечавшийся в четверг на седьмой неделе после Пасхи. Неделя, на которую он приходился, называлась семицкой (семиковой) неделей и заканчивалась Троицей.

Семик считается древним языческим праздником, одним из тех, что играли важную роль в весеннем периоде жизни людей. Ритуалы Семика и семицкой недели включали в себя действия, связанные с поминовением умерших, а также празднества девушек.

Обряды поминовения всех усопших начинались во вторник, когда на кладбищах устраивали поминальную трапезу с раскладыванием на могилах яиц, окрашенных в желтый цвет, лепешек, блинов. Эти поминки назывались задушными, то есть поминками, устроенными для душ умерших, которые, по поверью, бродили в семицкую неделю по земле, не находя себе пристанища Поминальные тризны продолжались и в четверг. В Семик поминали также заложенных покойников, то есть людей, умерших неестественной смертью: самоубийц, опойцев, людей, погибших в результате насилия. Этот обычай был распространен на большей части территории Европейской России, но особенно в ее северо-восточных, центральных и западных губерниях. Верили, что их души не находят покоя после смерти, бродят по земле и являются опасными для живых. Для их успокоения женатые мужчины и замужние женщины в этот день выстаивали в церкви панихиду, то есть службу, состоящую из молитв о прощении грехов и упокоении умерших в Царстве Небесном. Обряды Семика восходят к средневековому обычаю хоронить в этот день людей, умерших на улицах, погибших от рук злодеев и не востребованных родственниками. Обычно в течение года их не хоронили, а свозили в специальные помещения, называвшиеся убогими домами, божедомками, скудельницами, и только в Семик с отпеванием погребали в землю. В конце XVIII в. убогие дома перестали существовать, обнаруженных мертвецов сразу же хоронили в специально отведенных для этого местах, но традиционная панихида по ним в Семик сохранилась. Впоследствии поминание в церкви умерших неестественной смертью было перенесено на Троицкую субботу. В южнорусских губерниях в Семик матери устраивали поминки по своим умершим детям (малолетним, некрещеным, мертворожденным). Они приглашали соседских детей и угощали их кашей и медовой сытой.


На Семик девушки гурьбою шли в лес, выбирали молодую берёзку и заламывали её.Семик был также днем веселья и гуляний, которые продолжались вплоть до Троицы. Его характерной чертой была трапеза в лесу, в поле, как говорили, «под ракитовыми кустами». В трапезе принимали участие как женщины, так и мужчины. В складчину готовили яичницы, караваи, сочни, сырники, варили пиво, настаивали брагу и бузу — хмельной напиток из гречневой муки. Празднество сопровождалось весельем, плясками, пением песен. Семицкий четверг и следовавшие за ними дни отмечались в старину девичьими гуляньями: хороводами около берез в роще, кумлением, плетением венков и гаданием на них о женихах. С течением времени часть этих обрядов была перенесена на Троицу.

На Семик девушки гурьбою шли в лес, выбирали молодую берёзку и заламывали её (чаще всего вершинку). Не отламывали совсем, а оставляли висеть и заломанную ветвь заплетали венком. Затем около берёзки начинался весёлый обряд. Из веточек и травы делали чучело кукушки и забавным образом «крестили» её. Во время «крещения» девушки «кумились»: будущие «кумы», просунув лицо в завитый берёзовый венок, целовались и тут же обменивались нательными крестиками. Шуточная церемония роднила их, и покумившиеся зачастую оставались добрыми подругами на долгие годы.



Во поле береза стояла
(русская народная песня)




Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла.

Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати.

Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю,
Люли, люли, заломаю.

Срежу я с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли три гудочка.

Четвертую балалайку,
Пойду я на новые сени,
Люли, люли на сени.

Стану в балалаечку играти,
Стану я милого будити.
Люли, люли, будити:

Встань ты, мой милый, проснися,
Ты, душа моя, пробудися.
Люли, люли пробудися.

Пойдем в терем веселиться.
Пойдем в терем веселиться,
Люли, люли, веселиться.


 
 На фото. М. Воскин. Хоровод на Троицу


Комментарии

Replied
Аватар пользователя Семизаров Владимир
Спасибо, Ирина, за стихи и за информацию!
Replied
Аватар пользователя Жгурова Ирина
Я уважаю православные традиции и праздники, хотя и не являюсь ярым поклонником веры. Но красота русского славянского фольклора мне очень близка. Моё стихотворение - песня на народную музыку.
Replied
Аватар пользователя Корытко Пётр
name="Ирина Жгурова" wrote:
Я уважаю православные традиции и праздники, хотя и не являюсь ярым поклонником веры. Но красота русского славянского фольклора мне очень близка. Моё стихотворение - песня на народную музыку.

Спасибо Вам за отличные публикации, Ирина!
Replied
Аватар пользователя Пасютин Анатолий
Ирина, спасибо за информацию, многое слышу в первые.

Новые комментарии

Медиа

Последние публикации