Вход на сайт

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.

Статистика



Анализ веб сайтов

Вы здесь

Виолетта Баша. Пятьдесят без закуски. Разбор двух стихотворений в ответ на рецензию С. Беликова

 

Пятьдесят – это ломкий лед. В каждом прожитом дне – осадок.
Интегральный сухой расчет. Не итог. Но скорее остаток.
Счетчик Гейгера у виска. Нечет – чет. Шанс последней встречи.
И усталость уже с утра. Но стремительность дел под вечер.
Невозможность не опоздать. Но возможность еще закончить,
И раздать, объяснить, понять. И уйти - к наступленью ночи.
Это время потери тех, кто умней и идет устало.
Пятьдесят – это взлет, разбег.
Пятьдесят – это все-таки мало.

Сентябрь 2004

 

 

На это стихотворение, написанное мной к моему 50-летию, пришел несколько странный отклик, не без элементов  троллинга .

 

Сначала поблагодарив автора за внимание и неплохой экспромт, я решила ответить в виде резентии и разбора, убежденная в том, что оппонент просто не понял ни слова в написанном мной стихотворении. 

И написал неплохое, но не столь глубокое и довольно банальное стихотворение,  которое я бы похвалила, если бы оно не претендовало на "раскрытие темы" ( какой темы?) и не шло под вывеской " так НАДо писать", причем автор, лопаясь от самодовольства, даже перешел к капслоку. 

 

 

 

Цитирую Сергей Беликов:

Виолетта. "ПЯТЬДЕСЯТ" - это прекрасная тема, но по-моему Вы ее не раскрыли. Хорошо, даю мастер-класс, как НАДО писать.

ПЯТЬДЕСЯТ.

Мы спешили идти вперед.
Так спешили, что оказалось:
под ногами - лишь хрупкий лед.
И нахлынувшая усталость.

Невозможность летать во сне.
И возможность без возраженья
вдруг увидеть в ночном окне
постаревшее отраженье.

А потом, завернувшись в плед,
целовать их по одиночке - 
пятьдесят пролетевших лет!
Уместившихся в этой строчке...



Поскольку мне здесь бросили вызов, заявив, что я "не раскрыла тему" ( интересно, а как эту тему понял оппонент?), мне приходиться снова возвращаться к этому дерзкому и некорректному ( если не сказать, наглому) вызову.

Итак, что же нам предлагают в качестве альтернативы, с заявлением, что покажут, 2 как НАДО писать". Да еще капслоком.

Неплохое стихотворение, как я уже ответила, но оно совсем о другом. И довольно банально по содержанию, хотя прилично выполнено, к технике у меня нет претензий.

Мы спешили идти вперед.
Так спешили, что оказалось:
под ногами - лишь хрупкий лед.
И нахлынувшая усталость.

Кто спешил и почему? Я пишу о другом состоянии, более тонком, более философском настрое души. Но об этом позже. С какой стати усталость "нахлынула"? Об этом ни слова. Все-таки наверное возраст. Хотя...
Допустим, для начала неплохо. Но речь идет о тех, кто спешил жить? Причем здесь моя исповедь?

Невозможность летать во сне.

Почему же невозможность? Лит. героиня до сих пор летает. И после 50  чувствует себя молодой. В этом и трагедия. Сам образ "невозможность летать во сне" - банальность. Штамп.

И возможность без возраженья
вдруг увидеть в ночном окне
постаревшее отраженье.

А вот это неплохо. Но снова - скольжение по поверхности.

А потом, завернувшись в плед,
целовать их по одиночке -
пятьдесят пролетевших лет!
Уместившихся в этой строчке.

Тоже неплохо, но о чем идет речь? О любви лит. героя к самому себе и своим прожитым годам. И только.
Тема раскрыта, но совсем другая. Тема любви к самому себе.

А теперь вернемся к моему стихотворению.

О чем же оно? Оппонент просто не понял ни слова , ни единой мысли , ни самой идеи.


Пятьдесят – это ломкий лед. В каждом прожитом дне – осадок.

Попробуем разобрать.
Ломкий лед - мой образ, обначающий и хрупкость жизни в этом возрасте, и ее краткость вообще, и непрочность и хрупкость всех начинаний. Человек к тридцать крепок, пятьдесят же можно сравнить с возвращением в детство, когда требуется уже и поддержка от тех, кто сильнее.


Интегральный сухой расчет. Не итог. Но скорее остаток.

Интегральный расчет - это промежуточный итог, рубеж, математика жизни.
Но конкретизация дается в следующих строках.

Счетчик Гейгера у виска.
Самый глубокий образ. Один из современных философов, кандидат фил. наук, редактор научного журнала так прокомментирова л этот образ:
"Радиация и старение очень похожи, время как радиоактивные частицы, уносит жизнь. Секунды как мезоны, с другой стороны - тикающий счетчик напоминает также и о терроризме времени, время - террорист, с взрывным устройством ( смертью) и часами, отбивающими удары - секунды до нее.

Нечет – чет.
Также очень яркий образ.
Рулетка. Судьба играет с нами, подбрасывая монету. Что-то еще можно успеть свершить, что-то нет.
Шанс последней встречи.

Ну как же без лирики. Сломанные судьбы и возможность переиграть юность.

И усталость уже с утра.

Именно утром возраст заявляет о себе особо. Усталость с утра - это не усталость ( о которой так прямолинейно, не понимая образа, пишет оппонент), это первый симптом старение ) смерти).


Но стремительность дел под вечер.

А здесь вызов самой смерти, ибо дух сильнее усталости, и к вечеру ( то есть, за день сознание концентрируясь, подстегивает тело к оптимизму, запрещая ему поддаваться возрасту).
Невозможность не опоздать. Но возможность еще закончить,
И раздать, объяснить, понять.

Роль учителя как носителя опыта.


И уйти - к наступленью ночи.

Неизбежный конец жизни.


Это время потери тех, кто умней и идет устало.

Уходят родители.

Пятьдесят – это взлет, разбег.
Пятьдесят – это все-таки мало.


Как говорится, судите сами.

Новые комментарии

Медиа

Последние публикации