Вход на сайт

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.

Статистика



Анализ веб сайтов

Вы здесь

Селиванов Фёдор Андреевич

Селиванов Фёдор Андреевич

 

 

Это печальное известие для всего Тюменского края, огромная потеря для культуры области. Великий человек и великий Учитель, Великий учёный и Великий художник слова... Светлая память и соболезнования.  Неожиданную кончину Фёдора Андреевича  Селиванова считаю своей личной  трагедией и печалью.  Великое счастье и честь для меня - было общение с человеком, имя которого теперь вписано золотыми буквами в историю Культуры Российского народа.

 

 

 

Талант бессмертен

 

 

 

Таланты исчезать не могут –

У них особый статус есть:

Им звёзды прописали строго

Почёт и славу, жизнь и  честь.

Таланта тяжелы вериги,

 Труды отдачи нелегки.

Бессмертна память! Это книги,

 Любовь родных, ученики.

Был… Нет, не гоже это слово.

 Он есть и будет среди нас!

В делах, где интеллект  - основа,

И вечен мудрости запас.

Вы с нами, Федор Селиванов,

 Прищуром добрых умных глаз.

Ученье ваше непрестанно

 Нужно стране, как нефть и газ.

 

 

9 мая 2012

Ирина Жгурова.

 

 

 

 

 

Философия была для него любимой работой и бесконечным хобби...

 

8 мая, новости университета, yandex

 

 

На 84-м году ушёл из жизни выдающийся человек, заслуженный деятель науки РФ, основатель тюменской философской школы, доктор философских наук, действительный член Российской академии социологических наук, член Союза писателей РФ, профессор кафедры философии Тюменского государственного нефтегазового университета, Фёдор Андреевич Селиванов. 

Имя Селиванова внесено в энциклопедию выдающихся ученых XX века. Это он, наряду с Вернадским, открывшим ноосферу, ввел в научный оборот термин "атасфера", обозначающий сферу глупости. Федор Андреевич был бесконечно остроумен, любим и уважаем многими достойными людьми.

Он был мудрым, великим учителем, и себя посвятил философии жизни. Трудовая биография началась с работы ассистентом, затем доцентом на кафедре философии Томского госуниверситета. С 1966 по 1990 заведовал кафедрой философии в Тюменском индустриальном институте, с 1990 - кафедрой философии и культурологии Тюменского государственного института искусств и культуры, затем вновь вернулся и до последнего дня своей жизни трудился в Тюменском государственном нефтегазовом университете.

Селиванов - философ, известный ученый. Это не единственная грань в его таланте, далеко не последняя. Универсальная университетская подготовка, неистощимая любознательность и много другое создали многосторонность и эрудированность личности. "Человек-оркестр" бывает не только в музыке и на эстраде!

Федор Андреевич обладал примерным трудолюбием и стремлением жить не спустя рукава, а на пределе своих способностей и сил. Философия и наука для него были и любимой работой, и бесконечным хобби.

Свои научные идеи профессор Селиванов записал в многочисленных книгах, учебниках, статьях и рассказах. Первой крупной публикацией Ф.А. Селиванова была книга "Этика. Очерки", изданная в Томске в 1962 г. Потом появилась "По совести и долгу" (1963), другие издания по этике. Он занимался проблемой субъективного и объективного в морали, известен как автор оригинального учебника для студентов по логике. Книга "Заблуждения и пороки" (Томск, 1965) стала первой крупной публикацией по теории заблуждения, далее последовал целый ряд изданий в этой области. Одним из увлечений исследователя были проблемы диалектики. Много внимания Селиванов уделял методике преподавания философии в вузах. Он явился зачинателем метода упражнений в преподавании философии. Разрабатывал теорию и экологию разума. Ученый осуществил философское осмысление периода открытий нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири.

Награждён орденом Трудового Красного Знамени, удостоен медали "За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири" и еще двух наград.

Прощание с великим Учителем состоится 11 мая 2012 года в 10.00, в Большом ритуальном зале по адресу: г. Тюмень, ул. Одесская, 32.

 

 

Великий переход

 

В центре ритуального зала -  роскошный гроб, утопающий в цветах. В белой пене покрывал покоится Человек. Меня не отпускает ощущение того, что он дышит, прикосновение тепла его жизни не уходит. Поток цветов не прекращается. Мои гвоздики утонули в красно-белом море. Никто не произносит ни слова – все думы о великой жизни Великого Человека. Нет слёз, но застыл комок в горле, и щемит ожидание приближения таинства. Люди подходили и касались прикрытых покрывалом рук Учителя.

Совсем  недавно Фёдор Андреевич бодро и душевно проводил очередное заседание литературного объединения Тюменского Нефтегазового университета.  Ему всегда удавалось удивительно точно подметить особенность каждого автора, похвалить за интересные находки. Каждый ощущал его неподдельный интерес и внимание к своим работам. У Учителя  находилось доброе слово для всех. Каждому он дарил огонёк своего сердца. 

Я услышала короткий разговор – был ли он крещён. Остановились на мнении –  там, где родился Фёдор Андреевич – крестили всех. 

Народ прибывал – выдающиеся литераторы, руководство Нефтегазового университета,  преподаватели, студенты… Печаль граничила с немым вопросом – неужели его с нами нет? Такие люди должны жить вечно!  Вскоре сомнения  в этом будут развеяны.

В зал зашли два священника. Раздали  свечи, бережно воспламенили тонкие восковые тростиночки. Свечи замерли в руках, и только пламя тихо трепетало от света печальных глаз. Началось великое таинство  отпевания. Проводя обряд, священники неторопливо  и профессионально выполняли все переходы  песнопения, чётко и весомо  ведя тоновый речитатив на два голоса. Постепенно смысл каждого  вдавленного в пространство слова приобретал значимость и весомость. Непреодолимо вырастала уверенность в том, что они, двое священников в золотистых рясах с ароматным кадилом, знают истину и тайну перехода бытия в небытие. «Со святыми упокой…» Несколько раз повторялись слова всепрощения и заповеди   Христа. 

Небольшой зал наполнялся Верой, создаваемой древним обрядом, и люди склоняли головы в почтительном поклоне, осеняя себя крестным знамением.  Всем передавалась надежда  на правду Великого перехода к неземной жизни. Энергетика почтения к Учителю, спокойно лежащему  с внутренним созерцанием уходящего от него мира живущих, обволакивала его душу. Несомненно, он здесь присутствовал и  прощался с каждым.

Закончив отпевание, священники поблагодарили всех за помощь в молитве и призвали серьёзно и убедительно – осознать свою жизнь. Слова были просты, чётки, предельно ясны и безупречно верны. Смерть – ненормальное состояние человека, и ему очень непросто переносить этот нелёгкий переход. Поэтому умершему необходимо только одно – помощь живущих в виде молитв. Душа – бессмертна. И заботиться о ней надо при жизни. Призвали посещать храмы, объясняя это естественной заботой о душах…

 Великий переход завершён.  За ним следуют вполне земные и печальные заботы – проводы в последний путь.

В какую-то минуту я почувствовала прикосновение его души к моим светлым мыслям. Я физически ощутила этот зов и подошла к гробу, коснулась рук, одними глазами улыбнулась его закрытым векам – Фёдор Андреевич уважал юмор и улыбки… Дыхания смерти не ощутила. Несмотря на Великий переход, Он с нами…

Простите, родные великого Учителя, но Он теперь – для всех…

***

Я шла со светлым ощущением прикосновения к Великому таинству. Над Тюменью светило необыкновенно яркое и жаркое солнце. Оно вечно. Как душа.

11 мая 2012.

 

 

 

 

Комментарии

Replied
Аватар пользователя Жгурова Ирина
Добавлено к тексту - великий переход

Новые комментарии

Медиа

Последние публикации