Вход на сайт

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.

Статистика



Анализ веб сайтов

Вы здесь

Лекция 7. Стихосложение


Лекция 7. Стихосложение.

1. Основные отличия стихотворной речи от прозы.

Обычно выделяют два основных критерия, разграничивающих стихи и прозу: 1) стихотворная речь ритмически организована, тогда как для прозы нехарактерна явная ритмичность и мелодичность повествования; и 2) стихотворная речь делится на сопоставимые между собой ряды слов – стихи, – каждый из которых записывается отдельной строкой, в то время как прозаическая речь идет сплошным текстом.

Существование и развитие той или иной стихотворной системы в каком-либо языке зависят от лингвистических особенностей данного языка, точнее от его просодии. Выделяют метрическую, тоническую, силлабическую и силлабо-тоническую системы стихосложения.

2. Античное  метрическое  стихосложение.

В основе древнегреческой и древнеримской поэзии лежала метрическая система стихосложения, в которой ритм стиха образуется чередованием долгих и кратких звуков. Единицей долготы стиха является  мора (от лат. mora – промежуток) – доля времени, затраченного на произнесение одного краткого слога (на схеме обозначается знаком \/). В таком случае на произнесение долгого слога требуется две моры (знак - ).

В античном стихосложении насчитывалось около тридцати различных стоп, среди которых важнейшими принято считать трехдольные (трехморные) – хорей или трохей (-\/), ямб (\/-); четырехдольныеспондей (--),  дактиль (-\/\/), амфибрахий (\/-\/) и анапест (\/\/-). Были также пяти-, шести-, семидольные стопы. Русская классическая поэзия позаимствовала из метрической системы в основном трех- и четырехдольники, заменив в них долгие и краткие слоги на ударные и безударные, а также гекзаметр (шестимерник, состоящий из пяти стоп дактиля и последней стопы хорея:

-\/\/ / -\/\/ / -\/\/ / -\/\/ / -\/\/ / -\/

Для поддержания гармоничности и ритмичности в многостопные стихи вводилась цезура (от лат. caesura – разрез, сечение) – обязательный постоянный словораздел (на схеме обозначается знаком //).

В соединении с гекзаметром часто употреблялся пентаметр, образуя элегический дистих (двустишье), разделенный строго определенной цезурой, и логаэды – стихи, образованные сочетанием четырехдольных стоп с трехдольными. К античным логаэдам, например, относятся алкеева и сапфическая строфы.

Античное стихосложение возникло в эпоху неразрывной связи стиха и музыки, но в Средние века с утратой в новых языках долготы и кратности античное стихосложение уступило место силлабическому и силлабо-тоническому византийскому и латинскому стиху. При переводе на русский язык ритмически сильные места (арсис) передаются ударными слогами, а ритмически слабые (тесис) – безударными.

  1. 1. Тоническое стихосложение.

В тоническом стихе нет стоп и ритм регулируется в нем относительной выравненностью количества ударений в стихотворных строчках, причем общее количество слогов в строке, как и число безударных слогов, располагающихся между ударами, - произвольно. Тонический стих является основным для русского устного поэтического творчества и опирается на особенности просодии русского языка.

Для тонического стиха рифма не характерна, но исключение составляет раешный стих, на котором основывалось русское досиллабическое стихотворство. Ритм в раешном стихе поддерживался не только относительно равным количеством ударений в стихах, но и их смежной рифмовкой.

4. Силлабическое стихосложение.

Поначалу русское книжное стихосложение было силлабическим (от греч. sillabe – слог), где ритмичность обусловлена равным количеством слогов в каждой строчке, но расположение ударных и безударных слогов не упорядочено. Это объясняется тем, что силлабическое стихосложение развивалось в тех языках, где ударения закреплены за определенными слогами в слове. Так, во французском  языке ударение падает на последний слог,  в польском – на предпоследний, в чешском – на первый. В русском же языке нет такого  жесткого правила, ударение в нем подвижно, а потому слоговая константа не могла способствовать ритмизации стиха.

В русской силлабике ритмообразующим элементом стала акцентная константа – одно закрепленное ударение, падающее на предпоследний слог в клаузуле (от лат. clausula – заключение).

Другим ритмообразующим элементом была парная женская рифма, но в силлабических виршах ХУ11 в. употребляли иногда и мужскую рифму, и дактилическую, в которых ударение, соответственно, падало на второй с конца, на последний и на третий с конца слог.

Для придания силлабическим стихам разговорной интонации А. Кантемир использовал прием анжабемана (от франц. enjambement – перенос) – переноса части фразы из одной стиховой строки в следующую.

Однако при акцентной свободе русской речи силлабический стих слабо разделял стихотворную и прозаическую речи. Позднее В. Тридиаковский даже назвал русские вирши не стихами, а «прозаическими строчками».

5. Силлабо-тоническое стихосложение.

В 1735 г. был опубликован трактат В. Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих названий», который и положил начало преобразованию русского стиха.

Но В. Тредиаковский не довел реформирование стихосложения до конца. Он лишь распространил силлабо-тонический (называя его «тоническим») способ русского стихосложения только на самые длинные силлабические вирши, создав из одиннадцатисложного стиха российский пентаметр, а из тринадцатисложника – российский гекзаметр.

Завершил реформу М.В. Ломоносов. В 1739 г. в трактате «О правилах русского стихотворства» он распространил силлабо-тонический принцип на все русское стихосложение.

6. Виды размеров.

В русском силлабо-тоническом стихосложении пять основных стоп: хорей (от греч. choreios – плясовой), ямб (от греч. iambos – значение не ясно), дактиль (от греч. daktylos – палец), амфибрахий (от греч. amphi – кругом, brachys – краткий), анапест (от греч. anapaistos – отраженный назад).

Ритмическая схема стиха в силлабо-тонике называется метром.

7. Ритмические определители стиха.

Пропуск ударения в двухсложных размерах называется пиррихием (\/\/), а применение сверхсистемного ударения – спондеем (--).

Кроме вышеназванных клаузул реже встречаются гипердактилические (ударение падает на четвертый с конца слог) и пятисложные (на пятый с конца слог).

Помимо клаузулы, еще одним метрическим определителем стиха является анакруза (от греч. anacrousis – отталкивание) – группа безударных слогов в стихотворной строчке, предшествующая первому метрическому ударению. Соответственно, в хорее и дактиле нулевая анакруза (-\/, -\/\/), в ямбе и амфибрахии – односложная (\/-, \/-\/), в анапесте – двусложная (\/\/-).

К ритмическим определителям относят также ритмические словоразделы – межсловесные границы или паузы. В стихе ритмическими словоразделами являются строфоразделы (паузы, отделяющие одну строфу от другой), стихоразделы (паузы, отделяющие одну стихотворную строку от другой), и цезуры.

8. Рифма и способы рифмовки.

Рифма как регулярное созвучие концовок стиха появилась в 1Х веке в германской эпической «Песне о Людвиге», затем в поэзии трубадуров во Франции и миннезингеров в Германии (до Х11 – Х111 вв.). Однако это не означает, что рифма не была известна в древности. В античной ораторской прозе (!) она была важной стилистической фигурой, выражавшейся в подобии окончаний соизмеримых отрезков речи.

В России же она появилась гораздо позднее – в начале ХУ11 в. в досиллабических виршах.

Наряду с традиционной рифмовкой, поэты ХХ в. широко используют рифмовку самых разных типов клаузул: мужской и дактилической («бьют об двери лбы – не поверил бы»), дактилической и гипердактилической («расстаться им – инкрустациями»), женской с дактилической («поразвлечься – контрразведчица) и, наконец, редчайшее сочетание гипердактилической рифмы с шестисложной (!) – «выиграли – выгравировали».

Если одна рифма объединяет всю или несколько строф, то говорят о монорифме. Рифма может быть также и начальной, и внутренней.

В зависимости от созвучия гласных и согласных звуков рифмы делятся на точные (если гласные и согласные звуки в основном совпадают) и неточные (если не совпадают). Если к такой точной рифме прибавляются созвучные согласные перед ударным слогом, то такая рифма называется опорной или богатой, а если перед последним ударным слогом будет созвучен еще один слог или более, то – глубокой (лебединой – единой).

В группу неточных рифм входят также ассонансные и диссонансные рифмы. Ассонансы (от франц. assonance – созвучие) – рифмы, в которых совпадают ударные гласные и не совпадают согласные: (рука – назад – приказ – государь). Такой тип рифм был употребителен в средневековье (Германия, Испания). В диссонансах, напротив, совпадают согласные звуки, а ударные гласные не совпадают (мечети – мечите). Такие рифмы широко использовали русские поэты серебряного века, но большого распространения и те и другие рифмы в русской поэзии не получили.

Служебным частям речи свойственно образовывать составные рифмы: где же – реже.

Наиболее распространенными способами рифмовки являются смежная (рифмуются соседние стихи - аабб), перекрестная (рифмуется первая с третьей и вторая с четвертой строки – абаб) и кольцевая (абба).

Однако поэты всегда (от античности до наших дней) предпринимали опыт безрифменного стиха. Иногда в стихи помещался холостой стих – строка без рифмы. Прибегали поэты и к приему полурифмовки, когда первый и третий стих не имеют рифмы.

9. Виды строф.

Строфой (от греч. strophe – круг, оборот) – называют группу стихов, объединенных какими-либо формальными признаками: двустишья (стихи с парной рифмовкой), терцины (три строки пятистопного ямба), катрен (четырехстишье), пятистишье, секстины, семистишья, октавы и т.д., неограниченно.

Иногда строфическое построение и сочетание строф опреопределяют малые или твердые формы стихосложения. К ним относятся сонеты (абба абба сдд сдд)и венки сонетов, триолеты (аббаабаб), рондо, рондели.

10. Дольники – или паузники – соединяют в пределах одной стихотворной строки двусложные и трехсложные размеры. Дольники, в которых расположение ударений точно повторяется из стиха в стих, называются логаэдами.

11. Некоторые проблемы современной поэзии.

Современная поэзия, несмотря на интенсивный и не прекращающийся поиск новых содержательных идей и новых форм, не предложила ничего принципиально нового. Ее новации захватывают в основном явления стиля и языка. Это концептуализм или азбука стереотипов, ставших достоянием массового сознания. Концептуалисты используют в своем творчестве минимальные языковые средства, делают упор на косноязычие, демонстрируя  тем самым оскудение и омертвление языка, вырожденного до расхожих понятий. Характерный прием концептуалистов – коллаж с использованием канцелярской и бытовой речи с улицы, жаргоны и арго вплоть до вульгарного просторечия, блатной лексики и мата. Такие «поэты» «очищают» поэтическую речь от языковых и стилистических красот и представляют ее читателю как самостоятельное явление.

Другое стилевое течение, противоположное концептуализму, устремлено не к опрощению и примитивизму, а к предельному усложнению литературного языка. Его называют метареализмом. По мнению критиков, метареализм не отрицает, но распространяет реализм на сферу «невидимых» вещей и предполагает усложнение самого понятия реальности, включающую в себя и высшую «метафизическую» реальность, духовные первоначала бытия. Они, как правило, недоступны чувственному опыты простых смертных и лишь «поэты» могут осознать и выразить эти явления, подобно пушкинскому «пророку».

Несмотря, казалось бы, на полную противоположность концептуализма и метареализма, оба эти стилевые направления в рамках одной культурной ситуации выполняют две необходимые и взаимодополняющие задачи: отслаивают от слов и фраз привычные, устоявшиеся (а потому и «ложные») значения и придают словам новую многозначность.

Комментарии

Replied
Аватар пользователя Юрьева Рената
Спасибо, Пётр! Это то, что я искала

Новые комментарии

Медиа

Последние публикации