Литературный род – ряд произведений, похожих по типу речевой организации и познавательной направленности на субъект и объект
Последовательность генезиса литературных родов можно представить в следующей схеме (по А.Н. Веселовскому):
Хорическое действо обрядового типа
Лиро-эпос
Лирика
Культовая драма
Эпические песни
Эпопеи
Художественная драма
Эпос (от греч. epos –слово, речь, рассказ) – зародившаяся в древности эпическая форма поэзии, представляющая собой стихотворное или прозаическое повествование о важном событии.
Лирика (от греч. lyricos – поющееся под звуки лиры) – определялась Аристотелем как повествование, в котором «подражающий остается самим собой, не изменяя своего лица».
Драма (от греч. drama – действие) – основана на сценическом действии, направленном на разрешение какого-либо конфликта.
В практике литературоведения понятие рода существует как эстетическая категория. Многие исследователи наряду с термином «род» используют и «жанр», хотя чаще всего под «жанром» понимают «вид». Поэтому для более детального деления разновидностей художественных произведений в обиход вводится понятие вида, хотя четкой терминологии не существует.
Рассмотрим основные разновидности литературных родов:
Эпопея (от греч. epopolia – словотворчество). Древнейшая из известных эпопей – шумеро-аккадское «Сказание о Гильгамеше» (ок. 3 тыс. лет до н.э.), в Индии это «Махабхарата» и «Рамаяна», в Греции – «Иллиада» и «Одессея», во Франции – «Песнь о Роланде», на Руси циклы богатырских былин, в Армении – «Давид Сасунский», у народов Средней Азии – «Манас» и «Алпамыш» и т.д.
Эпический опыт использовался римским поэтом Вергилием («Энеида»), португальским Камоэнсом («Лузиады»), во Франции – Вольтером («Генриада»), в России – Гоголем («Мертвые души»), Толстым («Война и мир»), Шолоховым («Тихий дон»), в Германии – Т. Манном («Иосиф и его братья») и т.д.
Поэма (от греч. poema – творю) – порождение всех трех литературных родов. Поэмой принято считать большое стихотворное произведение, в котором отчетливо выражена сюжетно-повествовательная организация.
Существуют поэмы героические («Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо, «Россияда» М. Хераскова), в которой исторические персонажи совершают великие деяния.
Бурлескная поэма (от итал. burlesko – шутливый) имеет комический характер, определяемый контрастом между темой и способом ее трактовки. Иногда вместо термина «бурлеск» используется другой – «травести» (итал. travestire – переодевать) («Энеида» И. Котляревского написана сниженно-бытовой лексикой, персонажи и похождения древнеримского героя ставятся в грубовато-комические ситуации).
Ироикомическая поэма (возникла в России в ХУ111 в.) – отличается от бурлеска не только способом изображения, но и пародийностью. («Елисей, или раздраженный Вакх» В. Майкова, «Возвращение Онегина» А. Хазина).
Период расцвета поэмы – эпоха романтизма.
В средние века романом называли всякое произведение,
написанное на романском, а не на господствовавшем тогда латинском языке.
Роман представляет собой развернутое во времени и пространстве произведение, в центре которого эпическое повествование о судьбе одного или нескольких персонажей в процессе их развития и в связи с другими героями.
Античный роман еще сохраняет традиции фольклора и мифологии (Апулей – «Метаморфозы»), но в рыцарском романе наряду с фантастическими приключениями важное место занимает передача индивидуальной психологии героя («Сказание о Тристане и Изольде», анонимный автор).
Пасторальный (пастушеский) роман возникает позже рыцарского, но имеет более древние корни (Феокрит, буколическая поэзия – идиллии и эклоги – Мосха и Биона).
Плутовской роман возник в конце ХУ в. в Испании, войдя затем и в литературы других народов («Симплициссимус» Х.Я.К. Гриммельсхаузена).
В эпоху классицизма плутовской роман был вытеснен семейно-бытовым романом с его психологическим анализом «обыкновенных» характеров.
Сентементалисты создали особый жанр – роман путешествий, герой которого странствует по белому свету, наблюдая быт и нравы в чужих краях («Письма русского путешественника» Н. Карамзина).
Английские романисты ХУ111 в., начиная использовать принципы реалистического изображения действительности, создают исторический роман, родоначальником которого по праву считается В. Скотт.
К середине Х1Х в. возникает приключенческий, авантюрный роман, ведущий свою родословную от рыцарских и плутовских романов («Три мушкетера» А. Дюма).
Близок к приключенческому и роман детективный, начало которому положила новелла Э. По «Убийство на улице Морг».
В Х1Х в. появляется и научно-фантастический роман (Ж. Верн).
Другое направление в фантастике было намечено Г. Уэлсом: в романе «Первые люди на Луне» он создал едва ли не первый образец антиутопии.
3. Повесть.
Повесть – это эпическое произведение, имеющее промежуточное положение между романом и более мелкой формой – рассказом.
В древнерусской литературе «повестью» называлось всякое объективно-историческое повествование, в отличие от «слова» – произведения субъективно-лирического («Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве»).
Современная повесть повторяет почти все романные модификации, за исключением плутовской и рыцарской, но существует особая разновидность – философская повесть, почти не имеющая аналогов в романной форме.
4. Рассказ – один из ведущих жанров в современной прозе. До конца Х1Х в. под рассказом понимали не определенную жанровую форму, а манеру повествования в романе и повести, и только А.П. Чехов закрепил отличительную особенность рассказа как малой формы.
Разновидность рассказа представляет собой новелла (от итал. novella – новость), отличающаяся напряженностью сюжета и меньшими размерами («Декамерон» Боккаччо, Э.Т.А. Гофман, Х. Борхес, Ф. Искандер и др.).
Очерк отличается от рассказа и новеллы отсутствием единого, подлежащего разрешению конфликта и значительной долей описательности. Очерки можно разделить на художественные, документальные и публицистические.
В художественном очерке речь идет о типах и характерных явлениях, описанных с натуры («Очерки бурсы» Н. Помяловского).
Публицистический очерк выносит на суд читателя какие-либо злободневные проблемы современности, фиксируя подлинные имена участников событий, время и место происходящего («Бодался теленок с дубом» А. Солженицына).
Документальный очерк предназначается для публикации в периодической печати, что наряду с актуальностью предполагает и его оперативное реагирование на происходящее.
Другие разновидности малых повествовательных форм: фельетон (фр. feuille – листок) возник в начале Х1Х в. во Франции и характеризуется непременной злободневностью темы, подаваемой в юмористическом или сатирическом звучании. Памфлет (англ. pamphlet – листок, который держат в руке) – отличается от фельетона политической заостренностью, точной адресностью (если имя не называется, то оно легко узнается), очевидной гиперболизацией характеров и бескомпромиссностью авторской позиции.
5. Другие малые формы эпического направления.
К эпическому жанру относятся и мемуары (лат. memoria – память) – написанные в форме исповеди или дневника, рассказа о пережитом. Ценность мемуаров заключается не столько в их художественности, сколько в достоверности и значимости, значительности описываемых событий.
Ряд эпических жанров напрямую связан с фольклором. Одна из древнейших разновидностей эпоса – сказка.
Близки к сказке басня – краткий стихотворный аллегорический рассказ с назидательным окончанием, притча - назидательно-аллегорический жанр, характеризуемый символической наполненностью и анекдот (греч. anekdotos – неизданный) – еще Византийское изобретение У века, - как краткий назидательный эпизод из биографии конкретного исторического лица. Позднее анекдотом стали называть устные миниатюрные повествования шуточного характера, нередко политически заостренные.
Родственны с анекдотом французские фабльо и итальянская фацеция.
6. Лирика
Лирика – литературный род, в котором, в отличие от эпоса, главенствует не предмет изображения, а отношение к нему автора.
Лирика непосредственно связана с ритмической организаций речи, экспрессивна, со слабо выраженным сюжетом.
Эпос и лирика органично взаимосвязаны (лирические отступления в повествовании, тонкий лиризм языка произведения и т.п.
Лирика передает личные переживания и размышления, порой усиленные до человеческого и вселенского масштаба, что воспринимается читателем как отражение его собственных чувств.
Формы лирики – ода, элегия, гимн и его разновидности: дифирамб, пеан, акафист, кондак, канон,
Стихотворный жанр античности, в котором объект изображения подвергается осмеянию, называется сатирой, разновидностями которой являются эпиграмма и эпитафия.
Небольшое лирическое стихотворение любовно-комплиментарного характера носит название мадригала.
К лирическим формам относятся и послания, песни, канцоны, сирвенты, баллады, романсы, частушки.
7. Драматические произведения.
Третьим литературным родом, принадлежащим одновременно и театру, является драма.
Специфику драмы составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала.
Единственная возможность как-то объяснить психологию и внешность действующих лиц, которой располагает автор – ремарки, но зритель, если он не читал текста, воспринимает лишь игру актеров и работу режиссера.
Развитие киноискусства и телевидения потеснило и в значительной мере сократило мощную притягательную силу театрального зрелища, но драма, как литературный вид, и драма сценическая не погибли и продолжают существовать в современном, обновленном виде и содержании.
Драма в ее современном значении возникла не ранее начала ХУ111 в., когда она получила название «мещанской драмы» и противостояла «высоким» образам и идеям классицизма.
Трагедия –(козлиная песня) – возникла как разыгрывание сцен, связанных с культом почитания бога виноделия Диониса, которому приносили в жертву козла
Комедия – (веселая народная процессия) – сценическое произведение со счастливым концом, характеры и события в котором представлялись в смешном виде
Опера – (итал. opera – сочиняю) – вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой – вокальной и оркестровой. (Без литературного текста не существует)
Разновидности комедии – комедии масок, фарс, буффонада, водевиль, каламбуры и «благородная», «светская» комедия («Горе от ума» А. Грибоедова) и оперетта.
Разновидностями драматических произведений являются драма литургическая, мистерия, интермедия, моралите, мелодрама.
концом, характеры и события в котором представлялись в смешном виде
Опера – (итал. opera – сочиняю) – вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой – вокальной и оркестровой. (Без литературного текста не существует)
Разновидности комедии – комедии масок, фарс, буффонада, водевиль, каламбуры и «благородная», «светская» комедия («Горе от ума» А. Грибоедова) и оперетта.
Разновидностями драматических произведений являются драма литургическая, мистерия, интермедия, моралите, мелодрама.
Новые комментарии